Константин Белик

Проблема отношений государства и Церкви в философии В.С. Соловьёва

 

Взаимоотношения Церкви и государства занимают видное место в историософских построениях Соловьёва. Его взгляды на церковно-государственные отношения претерпели длительную эволюцию – от теократических мечтаний до осознания их ошибочности. В данной статье мы не будем рассматривать период теократической утопии в творчестве мыслителя, а остановимся на более поздних и зрелых его размышлениях.

Церковь и государство, по мнению философа, суть части одной и той же богочеловеческой организации, которые, правда, имеют различное предназначение. Церковь занимается духовной сферой человеческой жизни, а государство создаёт нормальные условия для его физического существования.

Соловьёв полагал, что в собирательных формах Церкви и государства проявляется должное отношение людей к высшим мирам в первом случае и друг к другу во втором. Таким образом, на общественные отношения переносятся основополагающие добродетели (благоговение и жалость), составляющие сущность нравственности в философии Соловьёва. В благоговении проявляется должное отношение человека к тому, что выше его, а в жалости к тому, что ему равно. Так, Церковь – это собирательно-организованное благоговение, или благочестие, а государство – собирательно-организованная жалость (отсюда же Соловьёв делает вывод, что Церковь не может отрицать государство, как она не может отрицать жалость). Кроме того, хотя Церковь признаётся высшим, сравнительно с государством организмом, это не отрицает необходимости и полезности государства. Высшее не отрицает низшего, но дополняет его: «Христианство, давая нам высшее благо, духовное, не отнимает у нас низших, природных благ…» [519]. И государство, и Церковь суть ступени одной лестницы, по которой человек восходит к Богу; лестницы, у которой более высокая ступень не упраздняет предыдущую, но поддерживается ею.

Как уже отмечалось, государство и Церковь – части единой богочеловеческой организации, поэтому они являются нераздельными элементами иерархии человеческого бытия, отвечая за различные этапы эволюции человеческого духа. «Человек, - пишет Соловьёв, - живёт в трёх различных средах: мирской, или условной («мир сей»), божественной, или безусловной (Царство Божие), и посредствующей между ними, или реально их связывающей, собственно религиозной (Церковь)» [506].

Итак, государство занимается обустройством для человека «мира сего», а Церковь служит связующим звеном между безусловной Божественной реальностью и мирским бытием, одновременно исполняя для людей и государства роль указующего духовного авторитета. Философ создаёт концепцию «христианского государства», где отношения Церкви и государства находятся в гармонии.

Отличие христианского государства от любого другого заключается, по Соловьёву, в различном отношении человека к природе ценности и нравственного значения государства. В нехристианском государстве (например, в древнем языческом или в современном секулярном) нравственное его значение полагается в нём самом. В государстве же христианском ясно осознаётся истинное положение вещей, а именно то, что государство как собирательное тело «не имеет своей жизни от себя, а получает её от живущего в нём духа… Совершенное же тело есть то, в котором живёт Дух Божий. Поэтому христианство требует от нас не того, чтобы мы отрицали или ограничивали полновластность государства, а чтобы мы вполне признавали то начало, которое может дать государству действительную полноту его значения, – нравственную его солидарность с делом царства Божия на земле, при внутреннем подчинении всех мирских целей единому Духу Христову» [531]. Кроме того, христианское государство как часть «собирательного человека» обуславливается в своём существовании другой, высшей его частью – Церковью, целям и задачам которой служит. Цель же эта – приготовление «человечества и всей земли к Царству Божию» [530].

Соловьёв формулирует принципы, на основании которых должны строиться церковно-государственные отношения в христианском государстве. В основе этих принципов лежит необходимость строгого различения сфер деятельности Церкви и государства. Оно проистекает из разного положения человека по отношению к Божеству и к миру.

В Церкви, главным содержанием которой являются отношения Бога и человека, божественное полностью преобладает над человеческим. Бог является активным началом, а человек пассивным. Однако нравственность требует не только безусловного подчинения человека Божеству, но и собственно человеческой активности, направленной на служение высшей цели. Человеческая активность может быть реализована только применительно к мирскому, инструментом же для этого является христианское государство.

Однако Соловьёв далёк от мысли о полном разделении Церкви и государства. Более того, по его мнению, такое разделение было бы пагубно для обеих сторон. Так, полное отделение Церкви приведёт её либо к последовательному квиетизму, либо к всё большему погружению в мирские дела; оба эти пути противны духу Христову. Полное же отделение государства приведёт его к постепенной духовной деградации, к лишению высшего религиозного достоинства, к потере нравственной санкции своей деятельности. В конце же государство превратится в самодовлеющую систему, выступающую во имя своё, а не во имя Бога, как должно.

Итак, по мнению Соловьёва, в церковно-государственных отношениях следует избегать двух крайностей: во-первых, смешения церковных и государственных сфер деятельности, и, во-вторых, полного разделения Церкви и государства. Необходима некоторая золотая середина, достичь которой, с точки зрения мыслителя, можно соблюдая следующее правило: «нормальное отношение между Церковью и государством состоит в том, что государство признаёт за вселенской Церковью принадлежащий ей высший духовный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли человечества и окончательную цель её исторического действия, а Церковь предоставляет государству всю полноту власти для соглашения законных мирских интересов с этой высшей волей и для сообразования политических отношений и дел с требованиями этой окончательной цели, так чтобы у церкви не было никакой принудительной власти, а принудительная власть государства не имела никакого соприкосновения с областью религии» [532].

Таким образом, Церковь и государство должны трудиться, не смешиваясь и не расходясь, но творчески дополняя друг друга, во имя исполнения единой исторической задачи. Хотя точнее, историческую задачу исполняет государство, задача же Церкви лежит вне пределов истории. Однако и государство, и его историческая задача, в конечном итоге, обусловлены той целью, что лежит за границами мира.

Первым условием того, чтобы государство исполнило своё нравственное предназначение и достигло своей исторической цели, становится его органическое согласие с Церковью и религией вообще. Более того, государство должно служить религии в качестве орудия достижения божественной цели. И будучи таким орудием, по Соловьёву, государство является необходимым предварительным условием проявления высшей истины.

Изо всех предварительных условий главное – это свобода мысли и совести, то есть совершенно ничем не стесняемая возможность выбирать между истиной и ложью, а также отсутствие всякого принуждения в делах веры. Соловьёв полагал, что именно с христианской точки зрения нужно требовать, чтобы государство не принуждало к вере насилием и страхом, ибо Христос хочет видеть в верующих друзей и свободных сотрудников, а не слуг и рабов.

Из этого следует, что государство должно быть юридически вневероисповедным, в нём не должно быть господствующей религии или Церкви. Это в особенности необходимо для блага тех религий, которые до сих пор были господствующими (государственными). Исторический опыт свидетельствует, что ничего, кроме вреда, светское господство или опора на государственную власть религии не приносит. Кроме того, предоставление какой-либо религии привилегий неизбежно приводит к возникновению межконфессиональных трений, что не содействует делу объединения людей. Лучший для государства способ избежать этой опасности – вообще устраниться из религиозной сферы, создав равные для всех исповеданий условия существования.

Государство должно быть чисто мирской средой, где могут мирно сосуществовать и свободно выражать свои идеи, как верующие различных конфессий, так и неверующие. Государство должно быть светским и только человеческим учреждением, то есть оно не должно принимать на себя обязанности духовного водительства, ему не предназначенные. С христианской точки зрения кесарю принадлежит лишь кесарево и только Богу Божие, тем самым государство вводится в свои естественные, мирские пределы.

С точки зрения христианства, совершенно недопустимо смешение Церкви и мира. И чтобы этого не произошло, автономией должны обладать как Церковь, так и светские общественные организации (государство). Государство не должно вмешиваться в дела веры, но и религия не должна вмешиваться в государственные дела.

Однако такое разграничение не должно привести к полному разрыву между религией и государством; напротив, сферы власти Церкви и государства необходимо разделить именно для того, чтобы последующее объединение между ними было жизненным и свободным. Чтобы привлечь государство к служению религиозному идеалу, Церковь должна возвыситься над ним, выступая не как внешняя власть, а как жизненное начало. Государству следует руководствоваться не приказами духовной власти, а религиозным убеждением.

Соловьёв писал: «Правило истинного прогресса состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний нравственный мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и вместе с тем как можно вернее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей» [533].

Не дело государства пытаться создать рай на земле, его задача лишь не допустить на земле ада, пока люди окончательно не дорастут до решительного и сознательного выбора между Добром и Злом. Впрочем, в последнем, эсхатологическом произведении Соловьёва «Три разговора» именно государство становится тем орудием, с помощью которого Антихрист осуществляет свою власть. И лишь Церковь, наконец, воссоединившаяся, оказывается способной противостоять Князю мира сего.

 

Литература

Соловьёв В.С. Оправдание Добра // Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т., Т. 1, М., Мысль, 1990. – С. 47-580.

© При полной или частичной перепечатке этой статьи гиперссылка на сайт www.vseedinstvo.narod.ru обязательна.

© Белик К.С.

www.vseedinstvo.blogspot.com

www.vseedinstvo.narod.ru

chankara@narod.ru

Найти другие материалы К.С. Белика>>>

 

Высказаться | Обсудить

 

МОИ  РАБОТЫ

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Сайт управляется системой uCoz