Денис Аутсайдер

Этюд о мужском и женском творчестве

 

Творчество как рождение

Дети свои и "чужие"

Бездетность как трагедия

 

Существует весьма распространенное заблуждение, что творчество является в основном уделом мужчин. Не то, чтобы женщина совсем не умела творить, но ее потенциал, как многие думают, в этой области весьма и весьма уступает мужскому. Отчасти в этом предрассудке сказывается некоторое предубеждение традиционных культур против женщины: подавляющее большинство мировых цивилизаций - это цивилизации "мужские", где женщина изначально занимает менее значимое положение. Но отчасти на этот предрассудок работает и то обстоятельство, что творческими называют, как правило, сферы деятельности, в которых именно мужчины одарены более, нежели женщины. Д. Андреев в "Розе Мира" совершенно справедливо указывает, что при этом предаются забвению те виды творчества, в которых женщина проявляет несомненно больше талантов, нежели мужчина: материнство, воспитание детей, творчество домашнего очага, уход за больными и лечение, и ряд других областей.

В этом небольшом этюде мне хотелось бы показать, что существуют некие общие законы, которым подчиняется как мужское, так и женское творчество, которые, однако, зеркально преломляются относительно друг друга в зависимости от того, творит ли представитель сильной или прекраснейшей половины человечества. Я далек от мысли четко разграничивать мужское и женское творчество, речь, скорее, пойдет о неких тенденциях, которые можно наблюдать при сравнении творческой деятельности мужчины и женщины. Как и всякие тенденции, они могут проявлять себя с разной силой, а иногда и вовсе не проявлять.

 

Творчество как рождение

Если справедливо переносить термин творчество на ту деятельность, которая однозначно считается прерогативой женщин, то есть на рождение и воспитание детей, то должно быть справедливым и обратное. Процесс созидания тех или иных творений вполне законно может быть уподоблен рождению, и не случайно современная эстетика, описывая процесс творения художественных произведений, как правило, прибегает к весьма специфической терминологии: в художнике зарождается замысел, который он вынашивает в себе и затем облекает его в материальную форму. Таким образом, процесс этот подобен вынашиванию и рождению (а также воспитанию) ребенка, и не случайно сами художники довольно часто это признают. К. Паустовский в ответ на слова одной из почитательниц своего таланта о том, что с ним легко, будто с женщиной, ответил: "Ничего удивительного, я ведь тоже рожаю".

Итак, рождение-творение - процесс, который могут инициировать как мужчины, так и женщины. Специфика здесь оказывается в том, что сам этот процесс протекает в разных сферах: у женщины преимущественно в области живой и одухотворяемой материи, у мужчин - в области неживой, но также одухотворяемой. Можно сказать, что подлинные дети мужчины - это картины и статуи, здания и романы, самолеты и пароходы, компании и предприятия. Однако последовательность творческого оформления здесь различна: в организме женщины идет сначала формирование тела ребенка и лишь позднее начинается и усиливается "духовное" на него воздействие, мужчина же сначала начинает "ваять" свое будущее творение в духе, в собственном сознании, а затем облекает его в материальную оболочку.

Можно отметить, что с этим, по-видимому, связано важное внешнее различие между мужским и женским творчеством. Процесс физического "созидания" ребенка в теле матери скрыт от посторонних взоров, и протекает как бы без сознательных усилий женщины. Зато позднее, во время духовного оформления, работа женщины выступает на поверхность, требует от нее активного сознательного вмешательства, но и это сознательное творчество женщины также оказывается тонким, материально незаметным, протекающим в сфере духа. В мужском творчестве наоборот: оформление духовных составляющих здесь скрыто от посторонних взоров, идет часто на уровне бессознательного, зато процесс их материализации протекает на виду у всех, зримо, грубо и весомо.

Отсюда очевидно, что женское сознательное творчество оказывается более "тонким", более духовным и в силу этого менее заметным, чем мужское сознательное творчество, проявляющее себя на уровне работы с материей, что явно, заметно и очевидно всем.

 

Дети свои и «чужие»

Даниил Андреев в своей работе подчеркивает, что творчество всегда есть "плод двоих". С этим нельзя не согласиться, однако очевидно, что в процессе творения роли этих двоих безусловно различны, и это касается как мужского, так и женского творчества.

Зачатие ребенка на физическом уровне невозможно без мужчины, но затем его участие надолго становится минимальным, если не сказать больше. И формирование плода, и первые месяцы жизни ребенка, и очень часто - первые годы проходят без его активного участия. Лишь позднее отец начинает более активно подключаться к процессу воспитания, но и тогда связь ребенка с матерью остается сильнее. Я был бы понят совершенно неправильно, если бы кто-то воспринял эти слова как отрицание значения отца в воспитании своих еще маленьких детей. Бывают разные семьи, бывают разные отцы, и хороший отец, безусловно, также незаменим для ребенка и в первые месяцы его жизни. Но все же его роль оказывается "второй" по сравнению с "первой" ролью матери.

Аналогично мы можем видеть, что в процессе мужского созидания женщина играет столь же вторичную роль: она вдохновительница мужчины, без нее не может начаться тот процесс таинственного оформления замысла произведения или проекта, но сама она не участвует в нем, а на стадии "материального" воплощения может быть верной и незаменимой помощницей мужчине в его деятельности, но ее роль ведущей при этом не является. Конечно, это не означает, что женщине недоступно "мужское" творчество, а мужчина не способен позаботиться сам о своем маленьком ребенке. Но речь, я повторюсь, идет о неких тенденциях, неких склонностях, которые достаточно активно себя проявляют.

Отсюда и отношение к детям, которые есть вроде бы плод двоих, существенно различны. Связь женщины с ребенком, которого она вынашивает под сердцем, всегда прочнее, чем аналогичная связь с отцом. Говорят о великой силе материнской любви, но редко упоминают аналогичную по силе любовь отцовскую. Не потому, что ее нет, а потому, что направлена она, как правило, на других детей: на тех, что отец "созидал" сам, тех, с кем он, в свою очередь, чувствует непосредственную связь. Именно этих детей отец в большей степени воспринимает как "своих", в отличие от детей физических, соучастие в становлении которых с его стороны менее значительно. И отсюда особенности того выбора, который часто приходится совершать и мужчинам, и женщинам. Когда приходится выбирать между ребенком и работой, женщина, скорее всего, выберет ребенка. Мужчина, скорее всего, не поступится своим творчеством ради физических детей. Один из самых чудовищных (особенно с точки зрения женщин) примеров на этот счет, это история взаимоотношений Петра I и царевича Алексея, история фактического убийства отцом своего родного сына ради интересов державы. При всей преступности поступка Петра I мне хотелось бы остановится на том, что, по-видимому, остается обычно в тени: в глазах самого Петра I его подлинной, кровной дочерью было именно империя, а не Алексей. Именно в нее он вкладывал и плоть, и кровь, именно ее баловал игрушками в виде грозных фрегатов, сталелитейных заводов, мортир и гаубиц. Да, ребенок вышел страшноватенький на чужой взгляд… Но родной и свой. И вот этой "родной и своей" начал угрожать проходимец без роду и племени. Какая мать не стала бы на защиту своего ребенка от чужих и непонятных манипуляций? А какой отец позволил кому бы то ни было рушить плоды своего творчества? Я нисколько не оправдываю Петра, но его поступок ярчайшим образом иллюстрирует то, кого именно отцы считают своими детьми.

Одна моя знакомая, с которой я как-то поделился своими наблюдениями, заметила, что доля истины в моих рассуждениях, может, и есть, но есть нечто, что радикально отличает "конечный продукт" мужского творчества от женского. Реальные дети обычно платят глубокой теплотой и благодарностью своим родителям (если те, конечно, были хорошими родителями), а чем способна отплатить, например, статуя?

Однако только на первый взгляд кажется, что ничем. Конечно, статуя - не человек, и благодарность выразить она не может. Но за нее это делают люди, ей восхищающиеся. И разве их благодарность за минуты прекрасного и любовь к создателю объекта их восхищения не аналогичны любви и благодарности детей к своим родителям? И не случайно Д. Андреев подчеркивает, что прекрасные произведения искусства играют впоследствии решающую роль в просветлении души художника и помогают ему, подобно тому, как дети помогают своим родителям в старости.

 

Бездетность как трагедия

Творчество - одна из важнейших обязанностей людей на Земле, с ним связанны сокровенные глубины того, что мы обычно понимаем под смыслом жизни. Если человеку не удается реализовать себя в творчестве, это часто (хотя и не всегда) оборачивается жизненной катастрофой, от которой человек уже не может оправиться.

Если рождение и воспитание детей - важнейшая форма творчества для женщины, то неисполнение, невозможность себя реализовать в этой области грозит трагедией. Бездетность - проклятие для женщины, накладывающее на ее психику печать ущербности и неполноценности. Каковы бы ни были ее карьерные успехи, красота, ощущение бессмысленности своего существования не покидает ее. Достаточно вспомнить эпизод из блестящего правления английской королевы Елизаветы Тюдор, королевы, у которой было все, чем мог бы гордится любой мужчина: процветающая Британская Империя как плод ее рук, военные победы, восторги подданных и обеспеченное место в истории. Не было только одного - детей. И когда однажды во время бала королеве сообщили, что у ее извечной соперницы, Марии Стюарт, родился сын, последовал эмоциональный взрыв, поразивший всех присутствующих. Всегда сдержанная, умеющая контролировать себя Елизавета разразилась истерическими рыданиями: "У нее сын! А я старый, иссохший сук!" Может быть, вся дальнейшая трагическая история взаимоотношений двух королев и объясняется этим обстоятельством: неудачница Мария Стюарт, проигравшая блистательной Елизавете буквально все, победила в единственном состязании, которое только и имело значение для них обеих. И этой победы Елизавета ей не простила, хотя могла бы, наверное, простить все остальное.

Страдает ли мужчина, если у него нет детей? Обычно это несколько ущемляет его самолюбие. Подобно тому, как слегка уязвленной чувствовала бы себя женщина, которая вдруг узнала бы, что за всю свою жизнь никого не вдохновила на создание стихов и написание картин. Неприятно, конечно… Но пережить можно.

Зато если мужчина за свою жизнь не создаст ничего, что могло бы считаться его детищем, его жизнь обессмысливается не в меньшей степени, чем жизнь старой одинокой бесплодной девы.

Обычно мужчины начинают осознавать это годам к сорока… Любопытно, что этот возраст, в котором и женщина теряет надежду иметь детей. И тогда начинаются различные трагические коллизии и, очень часто озлобление на весь мир, хотя осознание своей неполноценности, неспособности выполнить некое глубинное предназначение по-разному переживается мужчинами и женщинами. Женщина мелко мстит окружающим, и при этом направление ее деятельности радикальным образом переворачивается: созидательница душ становится их умелой и тонкой разрушительницей. Не имея возможности "творить" души своих детей, женщина отныне начинает сознательно разрушать души чужих. Нечто подобное совершается и в мужской психике: пьяный разгул, направленный на стихийное уничтожение всего упорядоченного и материально оформленного - месть мужчины за свое собственное бесплодие в этой сфере.

 

* * *

Таким образом, мы видим, что творчество - предназначение и естественная потребность каждого человека на Земле, а невозможность творить часто оборачивается глубокой личной трагедией. Основные формы этого творчества (мужское и женское) и различны, и, одновременно, чем-то неуловимо похожи, как похожи отражение в зеркале с тем, что в нем отражается, хотя в нашем случае нельзя сказать, какое отражение "первично". И мужское, и женское творчество при этом подчиняются неким общим законам, и хотя законы эти порой симметрично преломляются для двух "взаимоотражений", сама суть творчества остается при этом неизменной.

Материал взят с – www.denouts.narod.ru

Найти другие материалы Дениса Аутсайдера>>>

 

Высказаться | Обсудить

 

ДЕНИС  АУТСАЙДЕР

БИБЛИОТЕКА

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Сайт управляется системой uCoz