Денис Аутсайдер

Христианство

Опыт пропедевтики

 

О самом главном в христианстве

При всем внешнем разнообразии современных христианских конфессий, при самых несхожих подходах к тому, что считать «истинным христианством», а что не считать, для самих христиан всегда остается несомненным, ЧТО делает христианина христианином и что является самым важным в христианстве.  Это вера в Христа и представление об особом значении Его миссии для людей и для их судеб всего человечества.  О. Андрей Кураев подчеркивает, что в самом широком смысле христианином является всякий человек, обращающийся с молитвой к Христу, и с этим определением можно только полностью согласится.

Все остальное: обряды и богослужения, Священные Книги и теологические доктрины, церкви и храмы вращаются вокруг этой центральной фигуры, и если христиане иногда столь яростно спорят между собой об отдельных элементах своего вероучения, то только потому, что стремятся с наибольшей точностью соответствовать Духу Христа и максимально полно воплотить его учение на Земле.

 

Религия любви

Христианство больше, чем какая-либо другая религия имеет право так называться. Большая часть религий человечества представляет собой религии закона, нацеленные на то, чтобы предупредить человечество о «правильных» и «неправильных» моделях поведения в этом мире, и о возможных неотвратимых последствиях неправильного поведения. Не отрицает существования такого закона и христианство, однако оно утверждает, что есть инстанция более высокая и более благая, чем Закон. Такую инстанцию христианство видит в Боге, сущностью которого является Любовь и Милосердие, и Который может Своей волей отменить действие Закона. Искреннее раскаяние и желание исправить содеянное позволяет человеку избавиться от неотвратимого возмездия Закона, и зла, с ним связанного.

 

О христианском Боге

Как и все монотеистические религии, христианство основано на вере в Единого Бога, что не исключает веры и в других сверхъестественных существ: ангелов и святых. Но в религиях языческих боги — самодостаточные существа, чьи раздоры и войны грозят временами существованию самой Вселенной. В монотеистических религиях подлинным Бытием обладает только Бог, и Он же является источником существования всего и всех.  Сколь бы могущественным ни было то или иное Его создание, какой бы властью и влиянием ни пользовалось оно в видимой или невидимой Вселенной, оно вторично по отношению к Создателю и только от Него получает и свое существование, и свое могущество.

 

О троичности

Одним из камней преткновения для знакомящихся с христианской религией обычно становится учение о троичности Бога, принимаемое подавляющим большинством христианских конфессий. Согласно этому учению, Бог един, но, одновременно, существует в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Именно учение о Троице резко разграничивает христианство и другие монотеистические религии — ислам и иудаизм. Однако только такое видение Единого позволяет христианству отождествлять Бога и Любовь. Грозные Аллах и Яхве одиноки в Своем могуществе, и в Своем безмерном превосходстве над миром видят в нем только прах у Своих ног. Они лишь властвуют и повелевают. Но христианская Троица прежде всего любит, поскольку Её Ипостаси, Лица обращены Друг к Другу и в безмерной любви отдают Себя и «Своему Другому», и миру.

 

Христианство и свобода

Христианство, в отличие от других монотеистических религий, обычно признает наличие у человека свободы воли и считает, что эта свобода вручена человеку непосредственно Творцом.  Исключение составляют лишь некоторые направления в протестантизме, полностью отдающие человеческую судьбу во власть Бога и придерживающиеся доктрины абсолютного предопределения. Но подавляющее большинство христианских мыслителей и теологов считают, что свобода — необходимое условие блаженства, и Бог щедро делится ею со Своими созданиями.  Правда, свобода — опасный дар, ставший причиной появления в мире зла, но без нее невозможно бытие существ творческих, являющихся подлинным «образом и подобием Божием».

 

О происхождении зла

Как и все монотеистические религии, христианство сталкивается с проблемой теодицеи, то есть проблемой «оправдания Бога».  Проблема эта связана с необходимостью объяснить, почему в мире, созданном благим Богом, существует Зло. С точки зрения христианства, источник появления Зла в мире – отпадение от воли Бога низших, сотворенных Им существ. Наделенные Богом свободой воли, они могут злоупотребить этой свободой, используя ее по своему собственному усмотрению. Тем самым в благой миропорядок вносятся хаос и дисгармония, оборачивающиеся со временем страданием. Христианство выражает это представление через легенду о восстании Люцифера и через первые главы Книги Бытия, рассказывающие о том, как первые люди, Адам и Ева, совершили грехопадение, нарушив волю Единого.

 

О человеке

Христианство видит в человеке двойственное существо. С одной стороны, вслед за иудаизмом, оно подчеркивает его необычайно высокий статус. Он — образ и подобие Божие, он — венец творения всего, созданного Богом на Земле. С другой стороны, человек представляет собой существо, лишившееся своего высокого положения в результате грехопадения. Потеря связи с Источником Существования приводит человека в жалкое и ущербное состояние, заставляет его страдать и делает глубоко несчастным. Отсюда главная цель человеческого существования — восстановление утраченного единства с Богом, возвращение человеку предназначенного ему великолепия и радости.

 

О Христе

Для спасения людей от зла и смерти Бог нисходит на Землю в образе Человека, добровольно облекается в плоть и кровь. Второе Лицо Троицы, оставаясь Богом, приобретает одновременно и человеческую природу. Соединив в Себе Божественное и человеческое, Христос становится мостом между Землей и Небом, открывающим людям путь к возврату утраченного богоподобия.  Вера в Христа позволяет Ему начать исцеление каждого отдельного человека, поскольку оно невозможно силами самих людей, лишившихся своей изначальной природы.

 

Об Искуплении

Это один из самых тонких и сложных моментов христианской доктрины. Законы, управляющие Миром, требуют наказания за причиненное зло, и люди подлежат суровому возмездию за вред, который они нанесли и наносят. Но расплата непосильна для человечества, и Бог Сам берет на Себя необходимость расплачиваться страданиями за совершенные человечеством проступки. Именно так христианство рассматривает добровольные страдания Христа в конце Его земной жизни, — выплачивая за людей их долг, Он открывает им возможность освободиться от власти Закона без непосильных для них мучений.

 

О Конце Времен

Сотворенный Богом мир имеет начало во времени, стало быть, однажды его существование завершится. Это не означает, что он просто исчезнет, скорее, с точки зрения христианской теологии, ему на смену придут «новые земля и небо», более совершенные и прекрасные. Однако предшествовать этому будут грозные события, о которых повествует последняя книга Нового Завета — Апокалипсис. На земле установит свою власть Князь Тьмы, существо, сознательно противопоставившее себя Христу и стремящееся отвратить от Него людей. Освобождение от Антихриста принесет людям только Сам Христос, Который вернется на землю во всем блеске Своей славы и установит Царство праведных.

 

О Священном Писании

Как и всякая религия, христианство обладает священными текстами, содержание которых считается богодухновенным, т.е. внушенным Самим Богом. Эти тексты получили название Библии, «Книги».  Библия неоднородна, процесс ее составления растянулся в совокупности более чем на тысячу лет, и различные ее элементы имеют разное значение для христиан. Наиболее важными считаются тексты Нового Завета, включающие в себя Евангелия с описаниями жизни Иисуса Христа, Деяния Апостолов, Послания Апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Включен в христианскую Библию и Ветхий Завет, представляющий собой древнеиудейские священные тексты, в которых, по мнению христиан, Бог впервые начал «приоткрывать» Себя и Им были даны пророчества о Своем грядущем воплощении.

 

О Священном Предании

Поскольку очень многие места в Священном Писании оставляют широкий простор для толкований, параллельно с ним начало складываться Священное Предание, целью которого было прояснение и уточнение спорных моментов внутри Священного Писания. В Священное Предание включают Символ веры, сочинения ранних христианских мыслителей (Отцов Церкви), решения Вселенских Соборов, иногда даже памятники раннехристианского искусства. Хотя Священное Предание также рассматривается как богодухновенное, его содержание различно в разных христианских конфессиях. Протестантизм не признает его в качестве Откровения, а у католиков и православных при наличии многих общих моментов есть и существенные разногласия относительно его состава.

 

О таинствах

Таинством в христианстве называют обрядовое действие, в ходе которого «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Из них наибольшим значением обладают крещение и причащение (евхаристия). Первое из них приобщает верующего к жизни Церкви, второе таинственным образом соединяет его с Сами Богом. Многие направления протестантизма не признают мистического значения таинств, но и в этом случае крещение и евхаристия обычно сохраняют свое значение в качестве символических обрядов.

 

О заповедях

Иудаизм, с которым генетически оказалось связанным христианство, разработал для своих последователей огромное количество обрядовых предписаний и указаний. Хотя современные христианские конфессии также временами стремятся детально расписать жизнь верующего, в евангельских текстах Христос дает всего две заповеди своим последователям, остающиеся незыблемым ориентиром для всякого христианина:

1.       Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим.

2.       Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

На этих двух заповедях любви и воздвигается, по слову Христа, закон и пророки, а затем и вся последующая христианская этика и мораль.

 

О христианской этике

О том, в чем конкретно должна проявлять себя любовь к Богу и ближнему, Христос говорит в Нагорной проповеди. Изложенный в ней нравственный кодекс необычайно высок, именно здесь упоминается о необходимости любить врагов и не противиться злому. Этические нормы Нагорной проповеди настолько возвышенны, что критики христианства часто говорят о невозможности их реализации и о том, что сами христиане далеко не всегда в своей жизни соответствуют им. Это отчасти так, но с точки зрения самих христиан, для существ, испорченных грехопадением, чрезвычайно сложно служить добру и следовать подлинным нравственным нормам. «Сложно» не означает «невозможно», и Нагорная проповедь остается эталоном и ориентиром, по которому можно судить, насколько тот или иной человек, сообщество людей, человечество в целом следует христианскому духу и соответствуют христианскому идеалу.

 

О святости

Преодолеть разрыв между Богом и человеком необычайно трудно, но существуют люди, которым это удается. Католичество и Православие почитают таких людей в качестве святых, считая, что их воля сливается с волей Господа, в них обитают Его благодать и милость, и они силой Бога получают возможность творить чудеса, очищая и преображая мир. Предание говорит о множестве таких людей в истории христианства. После смерти они почитаются как святые-заступники, покровители живущих, не оставляющие своей помощью падший мир и после своей физической смерти. Хотя протестантизм и не признает культа святых, он также с большим уважением относится к людям, сумевшим воплотить идеалы христианства в своей жизни.

 

О христианской Церкви

С точки зрения самих христиан, Церковь — нечто большее, чем простая совокупность верующих в Христа людей. Большинство богословов трактует ее как особое мистическое образование, охватывающее и ныне живущих христиан, и души праведных, ушедших в мир иной. Оно есть своеобразное тело, в котором и сейчас пребывает Бог: как на Небесах, так и на Земле. Отсюда то безоговорочное признание решений Церкви, отличающее конфессиональных христиан: с их точки зрения, коллективный разум Церкви направляется в своих действиях Богом, и добровольное подчинение ему становится условием спасения христианина.

 

О вере и о добрых делах

Внутри христианства существуют определенные разногласия относительно того, что именно ведет человеческую душу к Богу: вера в Христа или добрые дела. Если для протестантов важнее оказывается личная вера, то Католичество и Православие в большей степени склоняются к необходимости совершения праведных поступков и деяний. Однако мы видим, что противопоставление это довольно условно, вера и дела во всех направлениях христианства не исключают, а, скорее, дополняют друг друга, хотя их значение и может толковаться по-разному.

 

Христианство и культура

Христианство сыграло решающую роль в становлении европейской культуры, и именно его ценности стали тем стержнем, вокруг которых она формировалась. Это касается не только тех эпох в ее развитии, когда христианское мировоззрение доминировало, но и Нового времени, когда внешне влияние христианства стало менее заметным. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что многие светские культурные течения генетически восходят к именно к нему, и даже в атеистически настроенном коммунизме просматриваются трансформированные идеи Царства Божьего, мессианства и борьбы Добра со Злом.

 

Обо всем остальном

Христианство внутри самого себя достаточно разнообразно, оно бывает и предельно рациональным, и вполне мистическим, и терпимо либеральным, и строго консервативным. Иногда на это обстоятельство указывают, стремясь упрекнуть его в противоречивости. Противоречия здесь на самом деле нет: разнообразию человеческих типов и национальных характеров христианство отвечает разнообразием форм, в которых они могут обрести Бога. Оно оказывается не монотонным однообразием, а живым соцветием самых различных явлений духа, общими для которых, тем не менее, остается некое ядро, наиболее заметные внешние черты которого мы и постарались охарактеризовать.

 

<<<Найти Дениса Аутсайдера в Интернете>>>

 

Высказаться | Обсудить

 

ДЕНИС  АУТСАЙДЕР

БИБЛИОТЕКА

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Сайт управляется системой uCoz