Денис Аутсайдер

Иван Антонович Ефремов

 

Биография

Замечательный русский писатель и ученый Иван Антонович Ефремов родился 22 апреля 1907 года в деревне Вырица под Петербургом, в семье купца. Отец его был родом из заволжских крестьян-староверов, рослых и могучих, наделенных недюжинной силой, и качества эти во многом передались и сыну. В доме отца, вспоминал позднее         И.А. Ефремов, все было массивным и прочным, а сам семейный уклад - вполне патриархальным. Однако в доме было и нечто, не связанное с традиционным бытом, - огромные шкафы с книгами, к чтению которых мальчик пристрастился очень рано. Особенно нравились ему фантастика и приключения, он очень рано перечел Ж. Верна, а вслед за ним         Р. Хаггарта, А. Конан Дойла, Дж. Лондона и особенно впоследствии им любимого Г. Уэллса. Может быть, именно эти детские впечатления сделали и его самого впоследствии романтиком дальних походов и странствий, а со временем и писателем-фантастом.

Детские годы И.А. Ефремова благополучными не назовешь. Вскоре после рождения младшего брата семья Ефремовых перебралась на юг, в Бердянск, но судьба вовсе не готовила им здесь счастья и благополучия. В 1917 г. родители развелись, вслед за тем мать вместе с детьми перебралась в Херсон. Тут-то их и подхватила круговерть революции и гражданской войны: известно об этом периоде жизни И.А. Ефремова мало, но то, что известно, напоминает отрывки из приключенческого романа. Мать вскоре оставила детей на попечении родственницы, выйдя замуж за красного командира и отправившись вместе с ним сражаться за счастье рабочего класса. Дети через какое-то время оказались предоставленными самим себе и жили продажей вещей да социальным вспомоществованием. Иван, правда, смог прибиться к автомобильной роте 6-ой армии, квартировавшей неподалеку от их дома, и вместе с ней прошел боевой путь до самого Перекопа. Именно в это время, оказавшись под обстрелом, он получил контузию и, как следствие, легкое заикание, сохранившееся на всю жизнь. В 1921 году часть расформировали, а демобилизованный воспитанник роты оказался перед проблемой выбора дальнейшего жизненного пути.

Узнав, что отец забрал его брата и сестру в Петроград, Иван Ефремов тоже отправился в северную столицу, прежде всего, - учиться. Первые годы его нелегкой самостоятельной жизни в городе на Неве были заполнены школой и работой. По ночам Иван разгружал вагоны и баржи, позднее, используя опыт, полученный в автороте, работал ночным шофером. А днем наверстывал упущенные для учебы годы войны и революции: за два с половиной года он окончил среднюю школу, осиливая за год двойную программу.

Уже в это время в его жизни дали о себе знать два страстных увлечения, верность которым он в той или иной степени хранил до конца своих дней. С одной стороны, его властно звало, притягивало море, и в 1924 - 1925 гг., сдав экзамены на штурмана каботажного плавания, И. Ефремов ходил на различных судах в Охотском море и на Каспии. С другой, - все больше укреплялся неподдельный интерес к палеонтологии, перераставший в желание глубоко и серьезно изучать древнейшие, уже исчезнувшие с лица Земли формы жизни.

Победило второе: не без поддержки профессора П.П. Сушкина, разглядевшего в невоспитанном, строптивом и остром на язык мальчишке настоящий талант, И. Ефремов в 1925 году получил место препаратора в Геологическом музее Академии наук. С этого времени для Ивана начались почти ежегодные палеонтологические, а чуть позднее, - и геологические экспедиции во все уголки бескрайнего Советского Союза. Прикаспий, Урал, Восточная Сибирь, Татария… даже простое перечисление пунктов его назначений заняло бы слишком много места для небольшого биографического очерка. Параллельно с этим продолжалась и учеба, постепенно обернувшаяся серьезным научным ростом. В 1935 году, вскоре после переезда в Москву вместе с Палеонтологическим институтом АН СССР, сотрудником которого он являлся с момента его создания, он получил степень кандидата биологических наук за совокупность работ по палеонтологии, а в 1937 - диплом с отличием Горного института. С 1937 года он возглавил в Палеонтологическом институте лабораторию низших позвоночных, а в марте 1941 года И.А. Ефремов успешно защитил докторскую диссертацию.

Во время войны, несмотря на его просьбы, он не был мобилизован, но ему было поручено руководить штабом эвакуации научных ценностей института. В 1942 году находившегося в Свердловске И.А. Ефремова настигла тяжелая болезнь, и, временно оказавшись не у дел, он попробовал написать свои первые рассказы. Они были опубликованы в 1944 году, и совершенно неожиданно превратили его в одного из самых популярных советских писателей-фантастов: только до 1949 года его произведения выдержали около 20 изданий.

Литературный успех в судьбе И.А. Ефремова подоспел как нельзя вовремя: его здоровье оказалось подорванным, и вести научно-исследовательскую деятельность столь же интенсивно, как и прежде, ему становилось все труднее. С конца 40-х гг. он перестал непосредственно участвовать в экспедициях, а в 1959 окончательно оставил из-за болезни сердца работу в Палеонтологическом институте. И хотя в 1952 году его фундаментальная работа "Тафономия", излагавшая основы нового направления в палеонтологии, была удостоена Государственной премии, а написанием обобщающих работ и руководством молодыми учеными он продолжал заниматься вплоть до последнего дня своей жизни, центр тяжести его творчества окончательно сместился во второй половине 50-х гг. в литературную сферу.

От написания небольших рассказов с элементами земной фантастики ("на грани возможного", как говорили в то время) И.А. Ефремов перешел к созданию широкомасштабных и полнокровных произведений. В 1957 году вышел его роман "Туманность Андромеды", рисующий картину далекого будущего человечества, вслед за ним последовали еще три крупных произведения, в совокупности представившие целостную и стройную картину мировоззрения Ефремова-фантаста: "Лезвие бритвы" (1963), "Час Быка" (1968, прераб. 1970) и "Таис Афинская" (1972). И если первый из романов был встречен советской номенклатурой вполне приветливо, поскольку она увидела в нем грядущую "победу коммунизма" во вселенском масштабе, то последующие вызывали все большее и большее недоумение и раздражение у партийных идеологов: слишком уж независимым, самобытным было мышление Ефремова, не укладывавшееся в привычные марксистско-ленинские схемы. Над головой писателя сгущались тучи, особенно после выхода "Часа Быка", в котором разглядели пасквиль на советскую действительность. Неизвестно, чем кончилось бы это назревавшее противостояние между всеопекающей и непогрешимой властью и невольным диссидентом, но 5 октября 1972 года сердечный приступ оборвал земную жизнь человека, посвятившего свою судьбу поиску истины и не боявшегося ради нее идти на столкновение с человеческой косностью или глупостью.

Спустя месяц представители КГБ нагрянули с обыском на квартиру к вдове покойного писателя, то ли в надежде найти какие-то свидетельства его антисоветской деятельности, то ли просто так, на всякий случай. Но были найдены и изъяты лишь письма жены и фотографии друзей, книга об Африке на иностранном языке, да собранные                    И.А. Ефремовым образцы минералов. Впрочем, а что еще могли найти бесцеремонно рывшиеся "органы" среди вещей мечтателя, странника, жившего дальними походами и таинственными открытиями, грезившего о звездах и уже ушедшего в свою последнюю экспедицию?

 

Метаисторическое значение

Среди родонистов споры о творчестве И.А. Ефремова, ярко выделявшемся на фоне довольно унылой и однообразной советской литературы, по-прежнему не утихают. Его книги любили и продолжают любить, и это неудивительно: отважные и честные герои, высокие идеалы и цели, восприятие мира как чуда и безграничная вера в человека и его возможности сделали их привлекательными для множества людей. Они дышат обаянием их автора, человека, безгранично преданного поиску знания и служившего этой цели всей своей жизнью.

Но был ли Иван Ефремов вестником?

Вопрос этот не так прост, и начну я свой анализ с констатации следующего факта: миссии вестничества у него, безусловно, не было. Не было уже хотя бы потому, что взгляды Ивана Ефремова и идеи, им проповедуемые, временами диаметрально противоположны основным прозрениям "Розы Мира" Д. Андреева. Сын советской эпохи, биолог и палеонтолог, он был не просто атеистом, он был воинствующим атеистом. Ни одно его произведение не обходилось без нападок, прямых или косвенных, на христианство, и даже в "Таис Афинской", время действия которой разворачивается до Рождества Христова, ему удалось сказать немало нелестных слов о христианской морали. Дело не ограничивалось христианством, другим религиям доставалось не меньше, буддизм и индуизм, И. Ефремову вроде бы более симпатичные, в "Лезвии бритвы" также подвергаются сокрушительной критике.

Общее мировоззрение И. Ефремова без всяких натяжек можно охарактеризовать как биологизм: в конечном итоге, все человеческие эмоции и чувства, нравственные принципы и эстетические идеалы, творчество и любовь у него сводятся к биологическим инстинктам, к физическим и химическим процессам, идущим в человеческом организме. Как следствие, идеалом для него становится в совершенстве отлаженное человеческое тело, которое, обладая здоровой психикой, само собой порождает из себя и добро, и красоту, и творчество, и возвышенную любовь, и вообще все лучшее, что есть в человеке.

Нетрудно увидеть, чем в конечном итоге это оборачивается: физическое и психическое здоровье как индивида, так и всего человечества в целом, оказываются единственной положительной целью, к которой, согласно И. Ефремову, необходимо стремиться. Правда, в его системе ценностей находят свое место и жажда знаний, и дружба, и любовь, но и они сводятся лишь к правильно развитым и правильно удовлетворяемым инстинктам. Отсюда при чтении фантастических утопий И. Ефремова, где в законченной форме представлен его идеал будущего, возникает необоримо двойственное впечатление: с одной стороны, перед нами действительно прекрасные люди и гармоничное человечество, с другой, - не оставляет ощущение ущербности этого общества, зацикленного на поддержании себя в хорошей биологической форме и сохранении людей как устойчивой популяции. И это естественно: при отсутствии Бога остается поклоняться только человеку или человечеству, развивая их до "божественного" состояния, что И. Ефремов и делает, наделяя людей будущего всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами, а также техническим всемогуществом и властью над природой.

Хотя некоторые из родонистов и утверждают, что И. Ефремов "предчувствовал наступление Розы Мира", создавая свои произведения, сам Д. Андреев не увидел и не мог увидеть ничего родственного своим прозрениям в картинах будущего, нарисованных в "Туманности Андромеды". Его оценка этой книги, с которой он был знаком, достаточно жестка: "Некоторые описания удачны, ярки, но в целом книга страшно перегружена техницизмами, изображениями всякого рода научной аппаратуры и совершенно неубедительными картинами жизни человеческого общества того времени. Автор пытается изобразить его в заманчиво идеальных красках, а вместо этого получается впечатление чего-то ходульного, выхолощенного и безмерно самодовольного".

Однако у И. Ефремова есть, помимо "романов о будущем", еще группа произведений, на мой взгляд, гораздо более интересных с точки зрения метаистории, чем его не слишком удачные попытки нарисовать коммунистический рай. Это, прежде всего, романы "Лезвие бритвы" и "Таис Афинская".

Первые же строки этих книг переносят нас в атмосферу настоящего преклонения перед женственным началом. Пожалуй, кроме В. Соловьева и А. Блока, в русской литературе больше не было авторов, столь беззаветно его воспевавших, с такой интенсивностью переживавших и чувствовавших его красоту и величие. Особенно сказанное относится к последнему роману И. Ефремова "Таис Афинская", где древнегреческий сюжет позволял не опасаться упоминать богов и богинь. Здесь Вечная Женственность предстает перед нами не только в образах прекрасных женщин, но и в виде безликих, но над всем властвующих сил Афродиты, Великой Матери, Кибелы, Реи, которым поклоняются главные герои и присутствие которых постоянно ощущают в своей жизни.

И вера в эти силы невольно передается и читателю, так и кажется, что будто сам И. Ефремов оставил, наконец, свой официальный материализм и, под маской романа о прошлом, делится сокровенным знанием о тайнах мироздания. И не только в "Таис", но и более раннем "Лезвии бритвы" проскальзывают у него странные ноты. Вот, например, главный герой (материалист и коммунист), видя статую обнаженной женщины, слышит в своем сознании ее голос, голос давно умершей девушки: "Это не я, а другая, та, которой ты служишь и к которой стремишься всю жизнь…". О ком это? Кому мог служить доктор Гирин, прототипом которого И. Ефремов сделал самого себя?

Итак, похоже снова, как в случае с В. Соловьевым и А. Блоком, со своим вестником разговаривала некая могущественная женственная сущность. Но кто она? Ведь женские божества Шаданакара различны и по своему статусу, и по своей сути, и катастрофа, случившаяся с А. Блоком, - наглядное доказательство того, что не все женственные инспирации исходят от благих иерархий.

Присмотримся повнимательнее к "Таис Афинской" - своеобразному итогу творческих исканий И. Ефремова на этом пути. На протяжении всего романа нас буквально обволакивает магия Эроса, чарующая атмосфера любования телесной красотой и совершенством. Бесконечно следуют друг за другом описания достоинств Таис и ее подруг, пока волей-неволей нам не начинает казаться, что перед нами не люди, а живые воплощения физической и психической безупречности, властвующие по своему желанию над сексуальными влечениями мужчин.

Здесь-то, как мне кажется, и кроется разгадка. Превратив тело человека в источник всех его желаний и стремлений, И. Ефремов с неизбежностью пришел к той, кто этим телом и его желаниями управляет. И в его бесчисленных женских персонажах: гречанках и индианках, итальянках и русских красавицах на самом деле являет себя миру одна-единственная сущность: Лилит, Ваятельница Плоти, падшая супруга Первоангела. Это она устами                 И. Ефремова порицает христианство за аскетизм и отрицание эротики, это она замыкает на себя в его книгах любые движения человеческого духа, это она требует через него простора и свободы для своих каросс.

Вестником Лилит, т. е. стихийным вестником предстает перед нами И. Ефремов, и это лишний раз доказывает, что миссии у него не было: воля и замыслы Лилит, если у нее вообще есть какие-то замыслы, не имеют отношения к планам Провидения, и тот, кто проводит ее влияние в наш мир, отнюдь не посланник сил Света.

Сложно сказать, почему так получилось. Может быть, изначально данный И. Ефремову дар вестничества не мог быть реализован Провидением в условиях советского строя, а ему хотелось хоть как-то его реализовать? Может быть, сыграли свою роль и демонические силы? Ведь от Лилит уже один только шаг до Дуггура, да и нет четкой границы, которая разделяла бы их. И хотя сам И. Ефремов оставался далеким от мрачных и ужасных сил Кибелы (как он поэтически называл темную сексуальность в "Таис Афинской"), вполне возможно, что со временем естественная логика развития привела бы его к ним.

Но, так или иначе, И. Ефремов фигура чрезвычайно неоднозначная. Он искренне мечтал о счастье всего человечества, но видел его только на путях коммунизма. Он делал все для того, чтобы жизнь людей стала добрее и красивее, но думал, что для этого достаточно хорошо изучить биологию. Он пытался быть вестником, но, не обладая миссией и непримиримо настроенный по отношению к религии, смог стать только вестником Лилит. "Он опередил самого себя", - сказал бы, наверное, Д. Андреев, ознакомившись с творчеством И. Ефремова полнее.

В целом же, жизненный путь этого незаурядного и светлого человека демонстрирует нам, что в легальных условиях советской действительности никакое полноценное вестничество или подлинно светлое творчество были невозможны. Они неизбежно искажались, трансформировались в нечто иное, и, в конечном итоге, скорее враждебное замыслам Провидения, нежели благоприятствующее им.

Материал взят с – www.denouts.narod.ru

Найти другие материалы Дениса Аутсайдера>>>

 

Высказаться | Обсудить

 

ВЕСТНИКИ

ДЕНИС  АУТСАЙДЕР

БИБЛИОТЕКА

ГЛАВНАЯ  СТРАНИЦА

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Сайт управляется системой uCoz